Как известно, стихия огня очищает ауру, воздействует на биополе, избавляя организм от "негативного"... Но что-то еще сокрыто в нем... Давайте разберемся...
кузнец Ярослав
- Ярослав! - обращаюсь я к одному из наших кузнецов, - скажи, пожалуйста, что для тебя значит огонь и как с ним общаться?
- Огонь - это святое...- улыбается он, - бывает такое, что огонь не хочет гореть...Отношение к нему особое... Например, ведьмы и колдуны всегда боялись кузнецов. Считается, что если кузнец бросит пепел с горна вслед уходящего колдуна, то может лишить его силы.
- Во как! - говорю я. - А как же гости у Вас работают с огнем. Ведь ваша кузница традиционна тем, что горн с живым огнем и непосредственно на нем идет раскаливание металла.
- В основном, гости огня не касаются, - продолжает диалог Ярослав. - Поэтому с горном не соприкасаются. Они работают с уже раскаленным металлом, вследствие чего не запачкаются и не обожгутся...
- А правда, что кузнец должен обладать железным характером и медвежьей силой?
- Может быть...- задумчиво отвечает Ярослав... - Смотря, что под этим понимать... Если слаб духом, то и физика отстает. Например, ручная ковка требует физической и духовной силы. А можно и в процессе работы окрепнуть и , если можно так сказать, закалиться. А про медвежью силу скажу так: современные кузнецы не обязательно должны быть большими как медведи... Может быть раньше и отличались кузнецы крепкостью и величиной тела... Сейчас всё упростилось... В современной ковке используют гидромолот, прототип водяного молота... 60 тонн воды бьет сверху, остается ногой регулировать и всё...
кузнец Ратислав
- А вы? У вас же нет молота...
- Мы - редкость... - смеется Ярослав. - так как работаем с живым огнем руками. Называется - ручная ковка. Это может быть как хобби. Увлекаются сейчас ручной ковкой...
- У кузнецов прошлого кузницы стояли на берегах рек? Ведь так?
- Да, она была с водяной мельницей с водяным молотом. Да и по технике безопасности кузницы строили подальше... Чтобы горящие угли отслеживать... Да и горн большой был, полы глиняные, стены каменные... Мы хотим рядом с нашей кузницей выкопать яму, чтобы вода была под рукой...
- Смотри, в каждой профессии есть свои минусы, это так называемые профессиональные травмы... У вас какие?
- Травмы случаются...- лукаво улыбается кузнец. - Элементарно можно промахнуться молотом... Еще вибрационная нагрузка... Поэтому необходимо разминать руки, делать растяжки, носить специальные напульсники на сухожилия... Еще идет нагрузка на уши. Одеваем строительные наушники или вату в уши... Бывают ожоги кистей или отлетает заготовка в ногу или голову...
- А я то думаю, что я иной раз до вас докричаться не могу... Вата значить в ушах...Ну, да ладно,- говорю я. - Давай о хорошем продолжим...Скажи, кузнечное ремесло - это призвание все-таки или что-то другое? Ведь вы же не потомственные кузнецы?
- Да, не всегда это призвание... Это затягивает... Вернее сказать, пластика металла притягивает. Мне нравится создавать... Здесь нужны терпение, труд, постоянная практика. Всегда существуют талантливые люди, которым легко... Особенно те, кто работал с инструментами...Они опираясь на свой опыт продолжают развитие через понимание, совершенствуясь...
- А есть разница между одним кузнецом и другим?
- Да, конечно. Во-первых, кузнецы делятся, грубо говоря, на три группы: те, кто работают с пластикой (делают розочки, завиточки и прочее в этом направлении), те, кто изготавливает оружие, ножи...Это совершенно другая категория кузнецов. И третья группа - это промышленные кузнецы. Они раньше на предприятиях работали, например, шестеренки делали.... Здесь важно знать свойства металла и качество пластика...Они используют сварку.
- Что это за сварка?
- Это кузнечная сварка металла с огнем... То есть это склеивание металла огнем за счет высокой температуры с помощью флюса и сильных ударов... Молекулы металла проникают друг в друга ...происходит диффузия. Так например, есть такая слоистая сталь - дамаск называется... берут пластины твердой и мягкой стали низкоуглеродистой...поочереди складывают и склеивают кузнечным образом. Получается брусочек. Это изделие можно протравить в кислоте и оно будет иметь очень красивый рисунок. Это любят японцы...
- Интересно-то как, - говорю я. - скажи, изделие может остаться заготовкой?
- Да, может. В случае, когда испорчена сама заготовка или просто руки до нее не доходят..- смеется Ярослав.
- Что такое наковальня? - снова расспрашиваю я.
- Это "на ковать", то есть на чём куют.
- У вас сколько наковален?
- У нас их две.
- Существуют какие-то секреты мастерства?
- Нет, - говорит Ярослав. - Есть просто опыт, понимание, ньюансы. С ними проще работать. Ну, например, смотри. Есть 12 мм круглый прут. А нужно отковать на 6 мм и чтобы был круглый. Делаем из круглого квадрат, а потом из этого квадрата - круг. Это ньюанс.
Всё просто. Нагреваешь металл и с помощью инструментов делаешь нужную форму...
- Где-то я читала про многоразовую перековку... Что это?
- Это когда есть объем заготовки (массив) - его можно переделывать, гнуть по 10 раз... Но, например, с ножами сложнее... Его надо сразу и точнее делать. Этим и отличаются кузнецы-оружейники и кузнецы-пластики. Нужно знать марку металла, температуру закалки... Она везде разная.
- Ох, и непростое это дело, посмотрю я. Есть такое понятие: "профессионального мастера видно по узору". Так?
- Да, есть такое. Сейчас не так много ценителей традиционной ручной ковки... Я имею ввиду среди заказчиков. Люди покупают кованые решетки, заборы, особо не внедряясь в процесс его изготовления.
- А в чем разница тогда получается? вот я например, хочу купить кованую дверь, пойду в соответствующий магазин и выберу понравившийся... Объясни, в чем тут секрет?
- Это можно одним словом назвать - холодная ковка... - говорит Ярослав. - то есть при помощи индукционной печки, а не открытого огня. Делают при помощи станков крендель или валюту (несколько кренделей). Потом при помощи сварки закрепляют. И многие считают, что это ковка. Но на самом деле, это сварная конструкция. Здесь нужны хорошие сварщики и художники для рисования эскизов. И этот метод в 10 раз дешевле для покупателя, чем изделия при помощи ручной ковки. Ручная ковка - это живое! И она, соответственно, получается дороже.
- А скажи, существует ли преемственность кузнецов?
- Редко, но есть такое. Например, наши российские фамильные кузнецы; Сливка, отец и сын, пластикой металла занимаются и чеканкой монет... Или Архангельские, отец и дочь, оружейники.
- А что самое сложное в кузнечном мастерстве? - пытаюсь допытаться я.
- Не знаю... - задумчиво говорит Ярослав. - Всё решается опытом. Вчера - сложно, сегодня - легко. Или например, некоторые вещи нужно делать вдвоем, так дамаск к примеру. Или некоторые изделия - втроем... Вообще, человек сам кузнец своего счастья... Он творец и этим всё сказано.
Комментариев нет:
Отправить комментарий